• Новости партнеров
  • Условие успешного развития территории — государственно-частное партнерство.

Условие успешного развития территории — государственно-частное партнерство.

Не секрет, что любые инвестиции в строительство, в создание заводов и других подобных проектов в нашей стране происходят потому, что девелопер четко понимает: вложенные средства он вернет в определенный срок, а может, даже быстрее. И с точки зрения инвесторов главным брендом России, безусловно, является Москва: здесь находится большинство организаций, принимающих решения, представлена и самая высокая доля населения с доходами среднего уровня и выше, также именно в этом регионе очень высок процент иногородних граждан, активно приобретающих новое жилье.

Сегодня мы можем наблюдать развитие других регионов, привлекающих все больше инвесторов и туристов. Например, Ханты-Мансийск. Тут бренд территории давно определен. Город небольшой, столица округа, которая дает существенную долю ВВП страны. Все это отражается в высокой стоимости товаров и услуг, а также на зарплате, которая, к слову, выше среднего заработка по России. С точки зрения инвестора, Ханты-Мансийск привлекателен не столько за счет живущих здесь коренных малочисленных народов ханты и манси или туристического потенциала, сколько благодаря достаточному количеству денежных средств в обороте.

Привлечение инвестиций непременно находит отражение в росте туристического потока. Увеличение числа въезжающих в город людей рождает потребность в дополнительных гостиничных площадях. Когда, например, был создан бренд «Ханты-Мансийск — столица биатлона», городу пришлось выработать новую политику по расширению. Изначально все расходы на себя взяло государство, потом к имеющейся базе стали «пристраиваться» гостиницы, магазины и многое другое. А затем инвесторы стали вкладывать средства в спортивные сооружения международного уровня.

Одна только история, даже богатая, не является определяющим фактором, но может выступать вспомогательным рекламным инструментом, способным привлекать инвесторов и туристов. Должна создаваться инфраструктура, которая будет играть важную роль в развитии бренда территории. Такую поддержку может оказывать как государство, так и альянс государства с частным предпринимательством — именно государственно-частное партнерство стало основой развития Ханты-Мансийска не только как делового центра регионального уровня, но и как спортивной столицы и культурного центра. Как только заработал имидж столицы биатлона, сюда стало приезжать гораздо больше людей: ежегодно в марте этап Кубка мира по биатлону встречает от 80 до 100 тысяч болельщиков. В этот период заняты все гостиницы, турбазы даже в Нефтеюганске, который находится в 200 км от Ханты-Мансийска.

Сейчас к званию спортивного центра можно смело прибавить и культурную составляющую: важными событиями для региона являются Всемирный конгресс финно-угорских народов и международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня». Проведение мероприятий столь высокого уровня стало возможным только благодаря тесному сотрудничеству государства и предпринимательства. В 2000 году правительство округа приняло решение о создании качественной туристической инфраструктуры: аэропорта, дорог, жилья, тогда к программе подключились и частные инвесторы. Таким образом была создана основа, которая сегодня активно поддерживает развитие уже нескольких брендов территории.

Нам посчастливилось принять участие в создании одного из этих брендов — «Курорты Югры». Кто бы мог подумать, что на 60-й параллели, на северных землях, можно организовать настоящий курорт? Тем не менее уже более 16 лет мы успешно принимаем гостей со всего мира. Для развития курортного направления мы обратились к истории и к тому, чем богат сибирский край, — это минеральные воды, травы, ягоды и грибы, которые и стали основой природного спа-направления. В ближайшее время мы планируем воспользоваться таким знаменитым ресурсом, как нефть, представив гостям нефтяной спа-центр.

А такие «фишки», как, например, подогреваемый бассейн, позволяют привлекать туристов круглый год. Конечно, большинство наших гостей—жители региона, но видеть, что многие целенаправленно едут отдыхать именно сюда, очень приятно.

Если же говорить о масштабах страны, главное, что может обеспечить популярность любому бренду, — его известность далеко за пределами ограниченной территории. В России таких примеров множество: озеро Байкал, долина гейзеров на Камчатке, алмазы Якутии...

А для того, чтобы частные инвесторы брались за проекты с изначально заданной концепцией, нужна ее активная поддержка со стороны государства. Учитывая специфику управления территориями и объектами в нашей стране, пока правительство не привлечет крупного дружественного инвестора, ничего не произойдет. Это легко объясняется большими рисками. Например, сейчас никто не берется с уверенностью сказать, что же будет с Красной Поляной.