• История
  • Историческая справка по Санкт-Петербургскому Речному яхт-клубу на Петровском острове.
Историческая справка по Санкт-Петербургскому Речному яхт-клубу на Петровском острове.

25 марта 2016

Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего.
В.О.Ключевский

Историческая справка по Санкт-Петербургскому Речному яхт-клубу на Петровском острове.

I. Конец XIX начало XX века

В конце XIX века на Петровском острове, принадлежавшем дворцовому ведомству, - на косе «при истоке в залив рек Малая Нева и Малая Невка», - был основан завод минеральных масел купца В.В. Ропса.

В последствии этот завод был преобразован в Акционерное общество нефтеперегонных заводов «В. Ропс и К» просуществовавшее до 1918 года.

В самом начале XX века на этой территории для управляющего Акционерным обществом был построен двухэтажный деревянный дом, при строительстве которого было применено много архитектурных и строительных находок.

В сентябре 1924 года катастрофическое наводнение высотой 3,69 м полностью затопило участок.

Самое высокое место, где стоял дом, имело высоту от уреза воды - 2,4 метра.Все легкие постройки, сараи, баки, цистерны были снесены наводнением и пропали, но дом уцелел.

До начала 1930-х годов в этом здании помещалась рыболовецкая артель.

Приказом председателя КГИОП №15 от 20.02.2001 деревянный дом с садом был включен в список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, художественную или иную культурную ценность.

Дом управляющего компании «Ропс и К»

Дом управляющего компании «Ропс и К»"

План участка 78:7:3212А:1 Ансамбль: Дом с деревянный с садом

План участка 78:7:3212А:1 Ансамбль: Дом с деревянный с садом

II. Проект яхт-клуба на Петровском острове 1934 года.

В начале 1930-х годов по инициативе С.М. Кирова предполагалось превратить Крестовский остров в крупнейший центр физкультуры и спорта

Находившийся там яхт-клуб ЛОСПС (бывший СПб Речной яхт-клуб) не вписывался в общую концепцию из-за строительства гребного канала. Поэтому яхт-клуб было решено перенести на Петровскую косу Петровского острова.

Поскольку планировку Крестовского острова и строительство футбольного стадиона (будущего Кировского стадиона) вёл архитектор А.С. Никольский* ему же было поручено сделать проект нового яхт-клуба.

Генеральный план яхт-клуба, выполненный 10.10.1934 г. архитектурной мастерской профессора А.С. Никольского, включал в себя:

три гавани, которых до этого не существовало: рабочая, южная гавань; парадная, северная гавань; западная гавань, которую должна была ограничивать вновь возведенная дамба;
лучевую трассировку аллей у дома и художественно выполненные газоны;
две большие физкультурные площадки и два теннисных корта;
боны на воде, соответствующие фактическому количеству яхт оставшихся от старого Речного яхт-клуба технический двор площадью около 3-х гектар, куда на зиму поднимали все яхты, швертботы и служебные катера. Здесь были 2 слипа для судоподъёма, рангоутный и такелажный сарай, буерный сарай, ремонтные мастерские, копёр для постановки мачт, склад материалов, гараж и склад ГСМ (горючесмазочных материалов). Но, главное, всю территорию пересекала сеть железнодорожных путей с поворотным кругом в месте их пересечений, - по ним развозили тяжелые яхты.

Всё было построено за исключением западной гавани.

*Александр Сергеевич Никольский (1884 - 1953) - профессор архитектуры (1933), почетный член-корреспондент Королевского института британских архитекторов (1936), академик архитектуры (1939), лауреат Государственной премии I степени (1950)., создавший много новаторских проектов учебных заведений, домов культуры, стадионов, храмов и церквей, промышленных зданий и жилых домов.

Был идеологом Ленинградской школы конструктивистов.

В блокаду Ленинграда в холодном подвале Эрмитажа работал над проектами восстановления города, был одним из инициаторов создания послевоенного «Зелёного пояса славы».

Проект планировки яхт-клуба ЛОСПС на Петровском острове

Проект планировки яхт-клуба ЛОСПС на Петровском острове

III. Фор-проект Ленинградского Центрального яхт-клуба 1956-1958 гг.

В начале 1950-х годов произошли большие изменения в яхт-клубе. В 1949 г. от яхт-клуба отделилась спортивная судоверфь ВЦСПС и яхт-клуб потерял технический двор, где на зиму поднимали яхты и где были ремонтные мастерские и склады.

В тоже время численность яхтсменов увеличилась до 2000 человек и количество яхт и шверботов до 200. Кроме того увеличилась детскоюношеская спортивная парусная школа.

Тогда впервые родилась идея о создании общегородского Ленинградского Центрального яхт-клуба.

Группа энтузиастов-яхтсменов**, профессиональных архитекторов, решила своими силами разработать проект такого яхт-клуба назвав его «фор-проектом».

За основу был взят проект А.С. Никольского с западной гаванью и в неприкосновенности оставлена его же планировка сада вокруг старого деревянного дома.

Вся площадь южнее центральной аллеи отводилась под технический двор с просторными эллингами, мастерскими и открытой площадкой между ними для ремонта яхт и зимней стоянки.

На берегу западной гавани планировалось поставить новое здание яхт-клуба, а севернее центральной аллеи разместить гимнастический городок со спортивными площадками, гимнастическим залом, тренажёрным залом, плавательным бассейном, помещениями для тренеров, раздевалки и сантехнические блоки.

В парадной (северной) гавани впервые был предусмотрен самый большой в Европе слип для спуска швертботов на воду.

Это был самый совершенным проект яхт-клуба, даже по современным меркам.

Всего на экспликации было 40 позиций, на которые были разработаны чертежи. Но денег в то время на реализацию этого проекта не было.

**В группу яхтсменов, проектировавших яхт-клуб входило около семи человек.

Ведущими там были Александр Александрович Яковлев и Евгений Борисович Серебряков, их подписи стоят на всех чертежах.

В проекте также участвовали художник Наталия Максимова и дизайнер Нонна Белякова.

Максимова разрабатывала проект цветного витража на фасад главного здания яхт-клуба, а Белякова - интерьер главного здания.

А.А.Яковлев - профессиональный архитектор, один из руководителей Глав АПУ (Главное архитектурное планировочное управление), капитан яхт «Двина» и «Ангара», мастер спорта, победитель Варнемюндской регаты в ГДР.

Е.Б. Серебряков - профессиональный архитектор, реставратор, художник, из династии Бенуа-Лансере, сын Зинаиды Евгеньевны Серебряковой. После 1945 г. участвовал в восстановлении Петергофа и строительстве жилых домов, заместитель капитана яхт «Двина» и «Ангара».

Н.А. Максимова - профессиональный художник-монументалист, заместитель капитана яхт «Мальва», «Сольвейг», «Грёза», мастер спорта международного класса, призёр международных соревнований в ПНР.

Н. Белякова - профессиональный дизайнер, капитан яхты класса «Дракон», мастер спорта, призёр городских соревнований.

Макет яхт-клуба

Макет яхт-клуба

Фор-проект Ленинградского Центрального яхт-клуба

Фор-проект Ленинградского Центрального яхт-клуба.

Эскизный проект цветного витража на фасаде главного здания яхт-клуба.

Эскизный проект цветного витража на фасаде главного здания яхт-клуба.

IV. Проект Центрального яхт-клуба в Ленинграде от XII 1965 г

В 1963 г. была организована новая экспериментальная архитектурная организация - ЛЕНЗНИИЭП - куда пришло новое поколение архитекторов.

У этой организации был полигон железобетонных конструкций, где они могли экспериментировать в материале.

Они разработали пространственную конструкцию главного здания яхт-клуба без несущих стен.

Поскольку экспериментальные работы ЛЕНЗНИИЭПа финансировались из бюджета, на эту работу были выделены финансовые средства.

Так родился нетиповый проект Центрального яхт-клуба в г. Ленинграде главным архитектором которого был В.С. Маслов.

За основу опять был взят проект А.С. Никольского с западной гаванью и в неприкосновенности оставлена его же планировка сада вокруг старого дома.

От предыдущего проекта 1956-1958 гг. также был оставлен швертботный слип в парадной гавани. В остальном - проект отличался от предыдущего.

В связи с нехваткой средств построить удалось только главное здание и два эллинга - теплый и холодный.

Так же была построена дамба западной гавани, а деревянная набережная возведенная в 1934-1935 годах была одета камнем.

Первым были построены эллинги, а строительство главного здания превратилось в долгострой.

Но, к Олимпиаде 1980 г. за счет бюджетных средств главное здание и западная гавань были закончены, а к Играм доброй воли 1992 г. за счет бюджета были переоборудованы и перестроены эллинги.

Генеральный план Центрального яхт-клуба в Ленинграде 1965 г.

Генеральный план Центрального яхт-клуба в Ленинграде 1965 г.

  • Яхта Леда

    Яхта Леда

    Тип яхты (проект) Конрад 25 РТ, Строитель Польша Гданьск, Регистрационный номер 1199, Год постройки 1986, Длина (LOA) 7,75 м., Осадка 1,5 м., Ширина (BMAX) 2,73 м., Водоизмещение (DISP) 2,0 т., Тип вооружения Бермудский шлюп, Просмотров 8769

  • Яхта Бемби

    Яхта Бемби

    Тип яхты (проект) Конрад 25 Р, Строитель Польша Щецин, Регистрационный номер 1117, Год постройки 1986, Длина (LOA) 7,75 м., Осадка 1,5 м., Ширина (BMAX) 2,73 м., Водоизмещение (DISP) 1,65 т., Тип вооружения Бермудский шлюп, Просмотров 9058

  • Яхта Эра

    Яхта Эра

    Тип яхты (проект) Draco, Строитель Польша Щецин, Регистрационный номер 830, Год постройки 1976, Длина (LOA) 12,8 м., Осадка 2,2 м., Ширина (BMAX) 4 м., Водоизмещение (DISP) 10.8т., Тип вооружения Бермудский шлюп, Просмотров 11990

  • Яхта Лена

    Яхта Лена

    Тип яхты (проект) Л-6, Строитель ЛЭС, Регистрационный номер 815, Год постройки 1967, Длина (LOA) 12,5 м., Осадка 1,8 м., Ширина (BMAX) 2.8 м., Водоизмещение (DISP) 6,5 т., Тип вооружения Бермудский шлюп, Просмотров 10476