25 марта 2016
Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего.
В.О.Ключевский
Историческая справка по Санкт-Петербургскому Речному яхт-клубу на Петровском острове.
I. Конец XIX начало XX века
В конце XIX века на Петровском острове, принадлежавшем дворцовому ведомству, - на косе «при истоке в залив рек Малая Нева и Малая Невка», - был основан завод минеральных масел купца В.В. Ропса.
В последствии этот завод был преобразован в Акционерное общество нефтеперегонных заводов «В. Ропс и К» просуществовавшее до 1918 года.
В самом начале XX века на этой территории для управляющего Акционерным обществом был построен двухэтажный деревянный дом, при строительстве которого было применено много архитектурных и строительных находок.
В сентябре 1924 года катастрофическое наводнение высотой 3,69 м полностью затопило участок.
Самое высокое место, где стоял дом, имело высоту от уреза воды - 2,4 метра.Все легкие постройки, сараи, баки, цистерны были снесены наводнением и пропали, но дом уцелел.
До начала 1930-х годов в этом здании помещалась рыболовецкая артель.
Приказом председателя КГИОП №15 от 20.02.2001 деревянный дом с садом был включен в список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, художественную или иную культурную ценность.
Дом управляющего компании «Ропс и К»"
План участка 78:7:3212А:1 Ансамбль: Дом с деревянный с садом
II. Проект яхт-клуба на Петровском острове 1934 года.
В начале 1930-х годов по инициативе С.М. Кирова предполагалось превратить Крестовский остров в крупнейший центр физкультуры и спорта
Находившийся там яхт-клуб ЛОСПС (бывший СПб Речной яхт-клуб) не вписывался в общую концепцию из-за строительства гребного канала. Поэтому яхт-клуб было решено перенести на Петровскую косу Петровского острова.
Поскольку планировку Крестовского острова и строительство футбольного стадиона (будущего Кировского стадиона) вёл архитектор А.С. Никольский* ему же было поручено сделать проект нового яхт-клуба.
Генеральный план яхт-клуба, выполненный 10.10.1934 г. архитектурной мастерской профессора А.С. Никольского, включал в себя:
три гавани, которых до этого не существовало: рабочая, южная гавань; парадная, северная гавань; западная гавань, которую должна была ограничивать вновь возведенная дамба;
лучевую трассировку аллей у дома и художественно выполненные газоны;
две большие физкультурные площадки и два теннисных корта;
боны на воде, соответствующие фактическому количеству яхт оставшихся от старого Речного яхт-клуба технический двор площадью около 3-х гектар, куда на зиму поднимали все яхты, швертботы и служебные катера. Здесь были 2 слипа для судоподъёма, рангоутный и такелажный сарай, буерный сарай, ремонтные мастерские, копёр для постановки мачт, склад материалов, гараж и склад ГСМ (горючесмазочных материалов). Но, главное, всю территорию пересекала сеть железнодорожных путей с поворотным кругом в месте их пересечений, - по ним развозили тяжелые яхты.
Всё было построено за исключением западной гавани.
*Александр Сергеевич Никольский (1884 - 1953) - профессор архитектуры (1933), почетный член-корреспондент Королевского института британских архитекторов (1936), академик архитектуры (1939), лауреат Государственной премии I степени (1950)., создавший много новаторских проектов учебных заведений, домов культуры, стадионов, храмов и церквей, промышленных зданий и жилых домов.
Был идеологом Ленинградской школы конструктивистов.
В блокаду Ленинграда в холодном подвале Эрмитажа работал над проектами восстановления города, был одним из инициаторов создания послевоенного «Зелёного пояса славы».
Проект планировки яхт-клуба ЛОСПС на Петровском острове
III. Фор-проект Ленинградского Центрального яхт-клуба 1956-1958 гг.
В начале 1950-х годов произошли большие изменения в яхт-клубе. В 1949 г. от яхт-клуба отделилась спортивная судоверфь ВЦСПС и яхт-клуб потерял технический двор, где на зиму поднимали яхты и где были ремонтные мастерские и склады.
В тоже время численность яхтсменов увеличилась до 2000 человек и количество яхт и шверботов до 200. Кроме того увеличилась детскоюношеская спортивная парусная школа.
Тогда впервые родилась идея о создании общегородского Ленинградского Центрального яхт-клуба.
Группа энтузиастов-яхтсменов**, профессиональных архитекторов, решила своими силами разработать проект такого яхт-клуба назвав его «фор-проектом».
За основу был взят проект А.С. Никольского с западной гаванью и в неприкосновенности оставлена его же планировка сада вокруг старого деревянного дома.
Вся площадь южнее центральной аллеи отводилась под технический двор с просторными эллингами, мастерскими и открытой площадкой между ними для ремонта яхт и зимней стоянки.
На берегу западной гавани планировалось поставить новое здание яхт-клуба, а севернее центральной аллеи разместить гимнастический городок со спортивными площадками, гимнастическим залом, тренажёрным залом, плавательным бассейном, помещениями для тренеров, раздевалки и сантехнические блоки.
В парадной (северной) гавани впервые был предусмотрен самый большой в Европе слип для спуска швертботов на воду.
Это был самый совершенным проект яхт-клуба, даже по современным меркам.
Всего на экспликации было 40 позиций, на которые были разработаны чертежи. Но денег в то время на реализацию этого проекта не было.
**В группу яхтсменов, проектировавших яхт-клуб входило около семи человек.
Ведущими там были Александр Александрович Яковлев и Евгений Борисович Серебряков, их подписи стоят на всех чертежах.
В проекте также участвовали художник Наталия Максимова и дизайнер Нонна Белякова.
Максимова разрабатывала проект цветного витража на фасад главного здания яхт-клуба, а Белякова - интерьер главного здания.
А.А.Яковлев - профессиональный архитектор, один из руководителей Глав АПУ (Главное архитектурное планировочное управление), капитан яхт «Двина» и «Ангара», мастер спорта, победитель Варнемюндской регаты в ГДР.
Е.Б. Серебряков - профессиональный архитектор, реставратор, художник, из династии Бенуа-Лансере, сын Зинаиды Евгеньевны Серебряковой. После 1945 г. участвовал в восстановлении Петергофа и строительстве жилых домов, заместитель капитана яхт «Двина» и «Ангара».
Н.А. Максимова - профессиональный художник-монументалист, заместитель капитана яхт «Мальва», «Сольвейг», «Грёза», мастер спорта международного класса, призёр международных соревнований в ПНР.
Н. Белякова - профессиональный дизайнер, капитан яхты класса «Дракон», мастер спорта, призёр городских соревнований.
Макет яхт-клуба
Фор-проект Ленинградского Центрального яхт-клуба.
Эскизный проект цветного витража на фасаде главного здания яхт-клуба.
IV. Проект Центрального яхт-клуба в Ленинграде от XII 1965 г
В 1963 г. была организована новая экспериментальная архитектурная организация - ЛЕНЗНИИЭП - куда пришло новое поколение архитекторов.
У этой организации был полигон железобетонных конструкций, где они могли экспериментировать в материале.
Они разработали пространственную конструкцию главного здания яхт-клуба без несущих стен.
Поскольку экспериментальные работы ЛЕНЗНИИЭПа финансировались из бюджета, на эту работу были выделены финансовые средства.
Так родился нетиповый проект Центрального яхт-клуба в г. Ленинграде главным архитектором которого был В.С. Маслов.
За основу опять был взят проект А.С. Никольского с западной гаванью и в неприкосновенности оставлена его же планировка сада вокруг старого дома.
От предыдущего проекта 1956-1958 гг. также был оставлен швертботный слип в парадной гавани. В остальном - проект отличался от предыдущего.
В связи с нехваткой средств построить удалось только главное здание и два эллинга - теплый и холодный.
Так же была построена дамба западной гавани, а деревянная набережная возведенная в 1934-1935 годах была одета камнем.
Первым были построены эллинги, а строительство главного здания превратилось в долгострой.
Но, к Олимпиаде 1980 г. за счет бюджетных средств главное здание и западная гавань были закончены, а к Играм доброй воли 1992 г. за счет бюджета были переоборудованы и перестроены эллинги.
Генеральный план Центрального яхт-клуба в Ленинграде 1965 г.