29 января 2015
Сердце, отданное парусу Сергей. Иванович Ухин (29.03.1912-01.04.1994)
Ленинградский яхтсмен и конструктор яхт Сергей Иванович Ухин оставил заметный след в истории советского парусного спорта. С середины 30-х годов он был широко известен в стране как один из лучших гонщиков, одинаково успешно выступавший в соревнованиях яхт любых типов. В последующие годы С.И.Ухин, оставаясь действующим яхтсменом, активно участвовал в работе Всесоюзной парусной федерации и был одним из идеологов политики развития спортивного судостроения в СССР. В Ленинграде он 12 лет возглавлял правление старейшей спортивной организации России – Центрального яхт-клуба ВЦСПС, четыре десятилетия был председателем городской технической комиссии. Судья всесоюзной категории С.И.Ухин не раз возглавлял судейские коллегии чемпионатов СССР по буеру, «Кубка Балтики» и «Кубка Волги», входил в состав судейской бригады олимпийской регаты 1980 года, был главным мерителем многих чемпионатов и первенств.
Впечатляет спортивное долголетие Сергея Ивановича. В гонках швертботов класса «М» он выступал до 56-летнего возраста, редко уступая первенство своим куда более молодым соперникам. Завершающим аккордом гоночной карьеры С.И.Ухина стала золотая медаль чемпиона СССР, выигранная в 1966 году на яхте, построенной по его проекту на Ленинградской судоверфи ВЦСПС. Этот чемпионат был последним в истории самого массового в стране класса яхт, а проект «Спутник-2«бис» стал вершиной его технического развития.
Парусная биография Сергея Ивановича Ухина началась в Саратове, где он родился 29 марта 1912 года, а уже на десятом году жизни, по примеру старшего брата Всеволода, заядлого яхтсмена, пришел в местный яхт-клуб. Здесь будущий яхтсмен, моряк и кораблестроитель с первых шагов принял и соблюдал всю последующую жизнь общие для настоящего яхт-клуба правила: осознанная дисциплина, уважение традиций, клубный патриотизм, взаимовыручка, стремление к росту собственного мастерства.
Проявив завидное трудолюбие и недюжинные способности к обучению, Сергей Ухин стремительно прошел все этапы становления яхтсмена - от юнги на учебном швертботе - до рулевого гоночной яхты с экипажем. В 16 лет он уже стал лучшим рулевым города, выигрывавшим у взрослых соперников большинство гонок.
Для Сергея и его близких стало очевидным, что парусный спорт не останется для парня простым увлечением юности. Уверенное хождение под парусами в любую погоду, развитое чувство ответственности за себя и за своих товарищей, вселяющие уверенность победы в гонках, все это сформировало его сильный и по-хорошему честолюбивый характер, определило выбор будущей профессии.
Покинув Саратов в 1930 году, Сергей Иванович на протяжении всей своей большой жизни сохранял любовь к родному городу и к великой русской реке.
Его путь к морю пролегал через Москву. За короткий срок проживания в столице 19-летний Сергей Ухин, проявив незаурядные организаторские качества, создал на базе водно-моторного клуба «Автодор» крупнейшую для того времени парусную секцию Москвы.
Судьбоносным для С.И.Ухина стал переезд в Ленинград. Здесь он поступил в Мореходное училище и практически одновременно успешно сдал строгой городской комиссии, возглавляемой Николаем Юльевичем Людевигом, экзамен на звание «Яхтенный капитан дальнего плавания» - высшей квалификации в парусном спорте. В 1934 году 22-х летний Сергей Ухин стал командиром одной из самых крупных яхт того времени – двухмачтовой шхуны «Большевик» и был избран председателем совета яхт-клуба «Моряк», возникшего тогда на Крестовском острове, ниже Большого Петровского моста в результате временного раздела яхт-клуба ЛГСПС.
С момента создания Всесоюзного спортивного общества «Водник» он стал председателем совета яхт-клуба с одноименным названием, созданного на основе «Моряка» и занявшего территорию бывшего Императорского Речного яхт-клуба. Завершение учебы в Ленинградском мореходном училище вынудило С.И.Ухина некоторое, а время плавать на судах торгового флота. Уходя в море, он не терял связи с яхт-клубом, оставаясь председателем Совета.
В 1935 году С.И.Ухин навсегда оставил профессию моряка, решив продолжать образование в Ленинградском кораблестроительном институте. Его парусная жизнь в предвоенные годы была чрезвычайно насыщенной. Сергей Иванович добился выделения средств на увеличение спортивного флота яхт-клуба «Водник», довел число членов секции до 180 чел. Росло и личное мастерство молодого гонщика. В 1937 году С.И.Ухин вышел абсолютным победителем гонок яхт и швертботов на «Первенство четырех морей»: Азовского, Балтийского, Белого и Черного, в тот год фактически заменившее чемпионат СССР. Особенно запомнились гонки в Архангельске. Приезд Сергея Ухина и его соперничество в гонках с Иваном Матвеевым на годы вперед стало главным событием спортивной жизни поморского города, освещалось в местных и центральных газетах.
В 1938 году Сергею Ухину сделали лестное предложение стать капитаном лучшей гоночной яхты Ленинграда – тендера «Рабочий» (б. «Орион») с этого года вся его последующая парусная биография была связана с Центральным яхт-клубом ВЦСПС, к тому времени уже освоившим новую для себя территорию на Петровском острове с богато отделанным зданием бывшей дачи управляющего заводами фирмы Нобеля.
Управление «Рабочим», с его многочисленным экипажем, огромными крыльями парусов, сложной системой такелажа, с предельной для плавания по Невской губе осадкой требовало от капитана яхты особых качеств. Сергей Ухин с этой задачей справился блестяще. За три предвоенных года «Рабочий» выиграл добрый десяток гонок, включая ежегодную 300-мильную гонку на «Приз ВЦСПС». Этот почетный серебряный трофей, чудом уцелевшее наследие Императорского Речного яхт-клуба, доныне украшает кают-компанию яхт-клуба профсоюзов. Тендер «Рабочий» был украшением всех спортивных парадов на Неве в День физкультурника, а его капитан назначался флагманом этих парадов.
В 1939 году С.И.Ухин стал одним из инициаторов создания яхт-клуба «Судостроитель», выделенного из состава Центрального яхт-клуба ВЦСПС с частью флота и получившего свою базу на месте бывшего яхт-клуба «Моряк». Он же два года новый клуб кораблестроителей и возглавлял.
В предвоенные годы парусный спорт бурно развивался во всей стране. Многочисленным секциям в самых отдаленных уголках огромного государства требовалась организационная и методическая помощь, возникла потребность в системном подходе к обучению молодежи, к созданию национального спортивного флота. Всесоюзный комитет по делам физической культуре и спорту поручил С.И.Ухину совместно с И.П.Матвеевым разработать программу подготовки спортсменов-парусников. Такой документ, ставший первой государственной программой в парусном спорте, был подготовлен в кратчайшие сроки и издан массовым тиражом отдельной брошюрой.
Всесоюзная секция парусного спорта в 1940 году организовала проведение в Москве съезда специалистов и любителей парусного спорта. С.И.Ухину было поручено представить съезду доклад о создании национальных правил классификации и обмера спортивных судов. На том же съезде С.И.Ухин был избран в состав руководства Всесоюзной секции, где ему было доверено вести работу по выработке национальной политики развития спортивного флота. До начала войны С.И.Ухин успел разработать и представить на всесоюзный конкурс несколько собственных проекта яхт и швертботов, два из которых (М-20 и Р-30) получили первые премии в своих номинациях.
Успешно закончив Кораблестроительный институт Сергей Иванович вынашивал планы создания целой серии гоночных яхт нового поколения, но начавшаяся война заставила отложить их исполнение.
Судостроительный завод «Судомех», на котором работал С.И.Ухин, получил военный номер 196 и полностью перешел на работу в режиме осадного положения. Вражеские батареи с Пулковских высот и из Стрельны обстреливали завод с дистанции 12-15 км. Ответный огонь по ним открывал крейсер «Киров», постоянно менявший положение выше или ниже завода по течению Невы. Нередкими были и налеты фашистской авиации. Инициативного и технически грамотного инженера Ухина назначили на наиболее ответственный участок - ремонт подводных лодок. О том, в каких условиях готовили лодки на заводе, подробно описано в мемуарах командира подводного минного заградителя «Лембит» А.М.Матиясевича, дружившего с С.И.Ухиным. Здесь достаточно сказать, что в первую блокадную зиму он, будучи до войны высоким и статным мужчиной, потерял в весе почти сорок килограммов, но все работы на его участке были выполнены в срок и с хорошим качеством. Удивительно, но даже в тяжелейшие дни блокады Сергей Иванович думал о парусном спорте, верил в лучшее будущее.
По его инициативе несколько ленинградских яхт были переведены на завод, подняты из воды и тем самым спасены.
Летом 1944 года, едва враг был отогнан от стен Ленинграда, Сергей Иванович и его ближайшие соратники приступили к восстановлению ленинградских яхт-клубов. Товарищи по спорту единогласно избрали С.И.Ухина председателем Оргбюро парусной секции Ленинграда. Тренеров и каких-либо штатных оргработников еще не было. Прообраз будущей детской спортивной парусной школы С.И.Ухин организовал при Городском дворце пионеров на Невском проспекте. Сам же и проводил занятия с детьми. В числе первых слушателей парусного кружка были пережившие блокаду школьники - будущие чемпионы Советского Союза Борис Ильин, Вячеслав Попель, Лев Виноградов.
В 1947 году С.И.Ухин был избран председателем технической комиссии Всесоюзной парусной секции и занимал этот ответственный пост в течение 11 лет. Творческое начало преобладало в его характере и именно в период руководства технической комиссией наиболее полно раскрылся талант яхтенного конструктора С.И.Ухина. На швертботах класса «М», построенных по его проекту, становятся чемпионами СССР ленинградцы Борис Лалыко (дважды) и Градислава Суник (трижды). На лед Финского залива выходит первый в стране буер его конструкции с жестким аэродинамическим крылом. В начале 50-х годов технической комиссией Всесоюзной секции парусного спорта разработаны и выпущены правила постройки яхт международных олимпийских классов «Дракон», «R-5,5», «Звездный», «Финн», «Летучий голландец», организовано их серийное производство на верфях Ленинграда и Таллина. Одна из первых отечественных яхт «5,5-метрового» класса была построена по проекту С.И.Ухина на Ленинградской судоверфи ВЦСПС.
В эти же годы он продолжал выступать в соревнованиях, в числе первых яхтсменов получил звание «Мастер спорта СССР», трижды занимал вторые места на Балтийских регатах: в 1947 и 1950 годах на швертботе «М», в 1948 году – на килевой яхте «R-6».
Министерство морского флота СССР, в штате которого Сергей Иванович находился, откомандировало его на несколько лет в Финляндию для организации строительства на верфях северной страны современных морских судов разного назначения по заказам Советского правительства. В этот период С.И.Ухин не только активно ходил на яхте в хельсинском яхт-клубе HSS, но и сумел убедить руководство Минморфлота в необходимости постройки для СССР огромного количества парусных судов для учебных, научных и транспортных целей. В течение 15 последующих лет Финляндия поставила в нашу страну 107 трехмачтовых парусников, ставших не только украшением всех портов от Балтики до Тихого океана, но и принесших немалую пользу отечественной науке, морскому образованию, экономике. Корабли науки «Заря», «Визе», «Шокальский», учебные парусники «Кропоткин», «Сириус», «Кодор» и другие стали визитной карточкой Советского государства во всех уголках планеты.
По возвращению в Ленинград Сергей Иванович был избран председателем Правления Центрального яхт-клуба ВЦСПС и занимал почетный пост в течение 12 лет. В тот период общественный орган яхтсменов реально влиял на политику развития яхт-клуба и на решение ключевых кадровых вопросов. Именно в те годы, когда правление возглавлял С.И.Ухин, директором был А.В.Курышев, а начальником учебной части и старшим тренером Д.Н.Коровельский, Центральный яхт-клуб достиг наивысшей точки своего развития. Кстати, заслуженный тренер РСФСР Д.Н.Коровельский начинал свой большой путь в парусном спорте матросом на яхте «Большевик» у капитана С.И.Ухина и всегда называл его своим единственным учителем. Неоднократная чемпионка СССР Г.Д.Суник также считала, что всеми достижениями в спорте обязана своему наставнику и создателю лучших в стране проектов гоночных швертботов С.И.Ухину.
Закончив Академию морского флота Сергей Иванович длительное время занимал ответственную должность руководителя представительства Министерства морского флота СССР, осуществлявшего надзор за строительством морских судов на ленинградских заводах. При его непосредственном участии создавался первый в мире атомный ледокол «Ленин», построена серия крупнотоннажных нефтеналивных танкеров типа «Пекин», спроектированы, построены и сданы в эксплуатацию первые отечественные контейнеровозы. Личные заслуги С.И.Ухина отмечены Орденом Трудового Красного знамени, Премией Совета Министров СССР, званиями «Заслуженный судостроитель» и «Почетный работник Министерства морского флота СССР», многими медалями.
Служебное положение и личный авторитет позволяли Сергею Ивановичу решать многие вопросы поддержки парусного спорта, и он всегда старался сделать максимум от него зависящего. Во времена тотального дефицита за помощью к С.И.Ухину директора Центрального яхт-клуба обращались даже по самым насущным поводам: не было краски, лака, тросов, дерева для бонов и т.д. Но он содействовал и решению самых серьезных вопросов, где его личностный фактор играл не последнюю роль.
В последние годы жизни С.И.Ухина, каждый день встречая его в Речном яхт-клубе, мало кто помнил, и уж точно не вспоминает сейчас, что без участия этого пожилого, слегка сутулого мужчины, не были бы построены прекрасные гранитные набережные, великолепный слип, просторные эллинги и мастерские, что тридцать лет работающие судовые подъемные краны в трех яхт-клубах города, обязаны своим появлением ему, что десятки яхт класса «Л-6» до сего времени находятся в строю еще и потому, что в свое время Ленинградская судоверфь ВЦСПС использовала при их строительстве строго фондированные ценные породы дерева, дефицитные металлы, получать которые могла только через крупные судостроительные заводы, с помощью своего влиятельного покровителя.
В большой и достойной жизни Сергея Ивановича Ухина парусный спорт занимал главенствующее место, ему он отдал душу, сердце, талант, ему верой и правдой прослужил до своего последнего дня, оставив о себе добрую память, продолжающую жить в сердцах всех, кто его знал.
Автор: ЗТ России С.В.Перфильев