29 января 2015
Почетный президент. Статья о П.Т.Толстихине
На протяжении многих лет представление о парусном спорте в Ленинграде было неразрывно связано с именем Петра Тимофеевича Толстихина. Действительно, этот яркий и самобытный человек, полтора десятилетия возглавлявший городскую парусную федерацию, пользовался безграничным авторитетом. В широких кругах общественности города он больше был известен как директор одного из крупнейших в Европе зрелищных сооружений – Спортивно-концертного комплекса «Петербургский», бывшего ведущим в стране центром проведения крупнейших международных соревнований, концертов и шоу-программ во многом благодаря личным качествам своего руководителя.
Принадлежность к парусному миру не просто дополняла образ Петра Толстихина. Именно в годы, отданные парусным гонкам и выступлениям на ледовых буерных трассах, сформировался его лидерский характер, определивший дальнейший жизненный путь.
В парусный спорт Петр Толстихин пришел уже в зрелом возрасте. Его детские годы прошли в маленьком шахтерском городке Черногорске, на юге Красноярского края. Рано ушедший из жизни отец и все ближайшие родственники Петра были шахтерами, но его эта профессия не привлекала. Наделенный от природы богатырским здоровьем и неукротимой энергией, юный сибиряк с детства был одержим мечтой стать военным летчиком и с шахтерским упорством шел к своей мечте. Начав со строительства моделей самолетов в местном кружке, он вступил в Осоавиахим, где к 16 годам научился прыгать с парашютом, управлять планером, а затем и самолетом И-16. Где-то далеко шла кровопролитная война и юноша настойчиво просил направить его в школу летчиков-истребителей. В школу его приняли, но практически сразу и отчислили. Дотошные кадровики узнали, что отец новоявленного покорителя неба, считавшийся погибшим в шахте, в действительности был репрессирован в 1929 году. С такой «родословной», в то время, дорога в небо была закрыта.
Пережив крушение детской мечты, несостоявшийся авиатор уехал в Донбасс, где в 1944 году начал работать проходчиком шахты, но уже очень скоро был избран комсоргом ЦК ВЛКСМ на одной из крупнейших шахт управления Ростовуголь. Организаторские качества Петра Толстихина здесь проявились в полную силу. Всего через год он получил из рук первого секретаря ЦК ВЛКСМ Николая Михайлова переходящее Красное знамя ЦК ВЛКСМ и Наркомата угольной промышленности за победу в соревновании молодежных коллективов угледобывающей отрасли. На полученную за победу премию Петр купил мотоцикл, на котором совершил поездку в Одессу. Там он впервые в жизни увидел синеву моря и навсегда был покорен величием бескрайних просторов. Море стало его новой мечтой.
Подоспел призывной возраст. Перспективному комсомольскому вожаку предложили отсрочку и направление на учебу в партийную школу, но он отказался. Поехал в Ленинград, поступать в Высшее военно-морское училище имени М.В.Фрунзе. С карьерой морского офицера не получилось, но на флот он попал. Отслужил пять лет срочной службы, а затем остался на сверхсрочную.
Во время службы Петр Толстихин серьезно занялся мотоциклетным спортом и быстро добился заметных успехов: выиграл чемпионат Ленинграда, выполнил норматив мастера спорта СССР и с полным основанием готовился к борьбе за чемпионское звание на всесоюзном уровне. Но, вмешался случай. В 1953 году было принято решение о создании в Ленинграде Центрального яхт-клуба Министерства обороны.
Начальником новой организации назначили знаменитого на всю страну яхтсмена, заслуженного мастера спорта Ивана Петровича Матвеева. Кто-то предложил ему обратить внимание на инициативного и технически грамотного главного старшину сверхсрочной службы Толстихина, как на потенциального тренера водно-моторной секции. Петру предложение понравилось, и он согласился. Поскольку ни катеров, ни моторов у яхт-клуба еще не было, на первых порах он стал помогать Ивану Матвееву и его шкотовому Андрею Мазовке готовить к гонкам буер.
Знакомство с буером круто изменило судьбу Толстихина. За штурвалом ледовой яхты он познал то, о чем мечтал, к чему стремился с детских лет: ощущение полета надо льдом, скорость, риск, азарт борьбы с реальным соперником. Матвеев с пониманием отнесся к выбору Толстихина и не стал настаивать на его работе в водно-моторной секции. К тому же, в экипаже матвеевского «дракона» намечалась вакансия, требовалась замена возрастному шкотовому Юрию Евгеньевичу Голубеву. Крепкий физически, смелый и сообразительный Петр Толстихин подходил для этой роли как никто другой, даже при отсутствии парусного опыта. На прохождение всех университетов Толстихину было дано пару месяцев и уже в 1954 году он дебютировал в экипаже главного яхтсмена страны.
Вместе с Иваном Матвеевым и Андреем Мазовкой новый шкотовый дважды становился чемпионом СССР, выигрывал Балтийскую и Черноморскую регаты, побеждал на гонках в Финляндии, в Швеции и в Германии. Кульминацией карьеры шкотового для Петра Толстихина стало участие в Олимпийских играх 1956 года в Мельбурне. И хотя гонки у австралийских берегов не принесли победных лавров советскому «Дракону», остался бесценный опыт, яркие впечатления, интересные и нужные знакомства в спортивных кругах.
Честолюбивый и амбициозный Толстихин не хотел засиживаться в шкотовых, он рвался к самостоятельному управлению яхтой и был уверен в будущем успехе. Тем более, что снования для этого были. Быстро освоив управление буером «Монотип-XV» Петр Толстихин уже в 1957 году занимал призовые места на чемпионатах Ленинграда и Вооруженных сил, успешно соперничая с самим Иваном Матвеевым, а несколько лет спустя становится чемпионом города и призером чемпионата страны, устанавливает всесоюзный рекорд скорости. В гонках на море Петр Толстихин выбрал для себя яхту нового олимпийского класса – динамичный и быстроходный швертбот «Летучий голландец». Успехи пришли не сразу. Опыта и умения строить качественные яхты у отечественных верфей не было, а новые импортные в Ленинград не попадали.
Заявить о себе в полный голос удалось только когда удалось получить от лидера сборной СССР москвича Александра Шелковникова, хоть и видавший виды, но явно превосходящий отечественные аналоги, немецкий «Дуйсбург». Решительный и бескомпромиссный Толстихин, в тандеме с отчаянным до безрассудства шкотовым Владимиром Мироненко, образовали отличный экипаж, способный бороться за самые высокие места. На чемпионате СССР 1963 года, выступая под изрядно потрепанными парусами, Толстихин четыре раза приходил на финиш вторым, но все же остался без медали. Зато на следующий год он занял второе место на Черноморской регате после своего главного конкурента на ленинградских соревнованиях Анатолия Коновалова и стал серебряным призером чемпионата СССР, уступив только А.Шелковникову, бывшему на тот период одним из сильнейших в мире. Развить успех на «голландце» мешало отсутствие конкурентной материальной части. Рассчитывать на удачу в других классах яхт не приходилось, по той же причине. Да и возраст заставлял думать о будущем.
К 40 годам Петр Тимофеевич закончил Школу тренеров, а за ней Институт физкультуры. Поступившее предложение стать заместителем директора Ленинградской судоверфи ВЦСПС было перспективным. Он согласился. Проработать на верфи пришлось чуть больше года, но и этого Толстихину хватило, чтобы обратить на себя внимание как на хозяйственного руководителя, обладающего твердой рукой. Поэтому, когда зимой 1968 года освободилась должность директора Центрального яхт-клуба ДСО «Труд», предложенная С.И.Ухиным на это место кандидатура Петра Толстихина, не вызвала возражений.
Первый год на посту директора был полон драматизма: в день открытия навигации разрывается сигнальная пушка, гибнет один из гостей клуба, тяжкие увечья получает яхтсмен; через два месяца тонет член экипажа одной из крейсерских яхт. Судьба молодого директора висела на волоске, но он выстоял.
Три года работы под руководством П.Т.Толстихина Центральный яхт-клуб буквально насыщается его энергетикой. Он «выбивает» из руководства Леноблсовпрофа значительные средства на обновление спортивного и обеспечивающего флота, в Москве добивается решения ВЦСПС и Совмина РСФСР о выделении средств на завершение реконструкции яхт-клуба, включающее намыв новой территории, строительство холодного эллинга, столярной и механической мастерских, западной гостевой гавани. Все продвигается крайне медленно, на любой довод директора яхт-клуба в пользу продолжения работ у городских и профсоюзных чиновников находятся тысячи противоположных аргументов. Толстихин приводит в клуб различные комиссии и рабочие группы, подключает общественность, выступает в прессе, не дает отложить проект в долгий ящик. Деловая активность директора яхт-клуба не осталась без внимания руководства профсоюзов. В скором времени Петра Толстихина перевели на другую, пусть и более престижную, но далекую от парусного спорта должность.
Его назначили директором крупнейшего на тот момент спортивного комплекса в Ленинграде - Дворца спорта «Юбилейный». Построенный и спешно сданный к 50-летию Советской власти, дворец спорта постоянно лихорадило. Принятый в эксплуатацию с большими недоделками, комплекс и все его технические системы требовали постоянного ремонта. Об экономической эффективности проблемного сооружения речи вообще не шло. Через два года после назначения нового директора положение дел в «Юбилейном» начало изменяться коренным образом. Сначала дворец вышел на самоокупаемость, затем стал зарабатывать существенную прибыль. Полученные от эффективной эксплуатации доходы, «Юбилейный» вкладывал не только в собственное развитие, но и в знаменитую на весь мир школу фигурного катания, оказывал поддержку баскетбольному клубу «Спартак».
В 1972 году П.Т.Толстихин, вместе с известным яхтсменом и тренером Эдуардом Яновичем Стайсоном, инициировал избрание председателем городской Федерации парусного спорта Игоря Николаевича Кугушева, занимавшего тогда высокую должность начальника крупнейшей в СССР строительной организации - Главленинградстроя. Влияние и возможности нового председателя значительно продвинуло работы по реконструкции и строительству трех крупнейших ленинградских яхт-клубов: Центрального, Балтийского морского пароходства и Кировского завода. Уже заменив И.Н.Кугушева в 1976 году на посту председателя Федерации парусного спорта, Петр Тимофеевич, входивший в состав ленинградского отделения Оргкомитета Олимпиады-80, сумел отстоять сохранение Центрального яхт-клуба в числе резервных олимпийских объектов, что позволило довести до конца все строительные работы. По инициативе П.Т.Толстихина, на средства, выделенные из доходов Дворца спорта «Юбилейный», для Центрального яхт-клуба было приобретено несколько дорогостоящих яхт с польской выставки.
В начале 1977 года Петр Тимофеевич обратился в Президиум Леноблсовпрофа с предложением о выводе Центрального яхт-клуба из ведения спортивного общества «Труд» и создании экспериментального объединения, в котором яхт-клуб и Дворец спорта «Юбилейный» будут функционировать как единый хозяйственный комплекс. Выгода такого объединения для яхт-клуба была очевидной. Но, профсоюзные руководители с первого раза инициативу П.Т.Толстихина не поддержали. Положительное решение было принято только через год, но реализовать его уже не удалось. В середине 1979 года П.Т.Толстихина, по прямому указанию первого секретаря Ленинградского обкома КПСС Г.В.Романова, назначили директором нового грандиозного сооружения – Спортивного-концертного комплекса имени В.И.Ленина. Идея экспериментального объединения была рассчитана только на личное участие Толстихина, при другом руководителе она потеряла всякий смысл. Тем не менее, благодаря предпринятым действиям, Центральный яхт-клуб получил новый, более выгодный для себя, статус – он стал подчиняться непосредственно Леноблсовпрофу.
Но, пожалуй, самым заметным вкладом П.Т.Толстихина в парусную историю стали гонки на «Кубок Балтийского моря». Начало проведения Балтийского марафона было положено в 1969 году. Инициатором гонки выступил ответственный секретарь редакции сборника «Катера и яхты» Дмитрий Антонович Курбатов. В тот год гонку от Ленинграда до Таллина прошли всего 2 яхты.
Петр Тимофеевич подключился к организации гонок два года спустя. На пике развития, в начале 80-х годов, численность участвующих в «Кубке Балтики» яхт перевалила за сотню, а протяженность маршрута превысила тысячу морских миль. Для парусного спорта советского периода показатели были беспрецедентные.
Все же, главной страстью Петра Толстихина были буерные гонки. Уже не имея возможности уделять любимому делу много времени, он много раз выезжал на мировые и европейские чемпионаты в классе «DN» руководителем делегации сборной команды СССР. При нем награды высшей пробы завоевывали талантливые эстонские мастера Э.Вооремаа, А.Кууск, А.Вильде, М.Куулманн, Т.Хаагма и другие. В 1988 году П.Т.Толстихин был директором Оргкомитета чемпионатов мира и Европы в классе «DN», проводившихся в Ленинграде. Все прошло на высшем организационном уровне, как и чемпионат Европы 2000 года в классе «Монотип-XV». Сам Петр Тимофеевич выступал в гонках «монотипов» вместе с сыном Евгением, вплоть до его безвременного ухода из жизни в 1998 году. Петр Тимофеевич пережил своего единственного сына на три с половиной года. Его сердце остановилось мгновенно, на пороге приемной своего рабочего кабинета в СКК «Петербургский» 13 мая 2002 года.
Петр Тимофеевич Толстихиным прожил большую, яркую, насыщенную событиями и состоявшуюся во всех отношениях жизнь. Он сделал успешную карьеру, достиг положения в обществе, известности. Среди его друзей были как товарищи по парусному спорту, так и известные на всю страну актеры театра и кино, звезды шоу-бизнеса и выдающиеся тренеры.
Он пользовался абсолютной поддержкой трудового коллектива, уважением и авторитетом у городских и федеральных руководителей. За три с лишним десятилетия директорства П.Т.Толстихина, возглавляемые им коллективы ДС «Юбилейный» и СКК «Петербургский» несчетное количество раз становились победителями всевозможных федеральных конкурсов. Сам директор был награжден советским орденом «Знак Почета» и российским «Орденом Почета», почетными грамотами Совета Министров РСФСР, ВЦСПС, ему было присвоено звание «Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации».
В памяти яхтсменов и буеристов города на Неве Петр Тимофеевич Толстихин останется обладателем по праву присвоенного ему первым в 1996 году звания «Почетный президент Санкт-Петербургского парусного союза».
Автор: ЗТ России С.В.Перфильев