• История
  • ПОБЕДИТЕЛЬ Очерк о Д.Н.Коровельском
ПОБЕДИТЕЛЬ Очерк о Д.Н.Коровельском

20 декабря 2014

ПОБЕДИТЕЛЬ
Очерк о Д.Н.Коровельском
(29.12.1918-11.04.2001)

Парусным спортом Дмитрий Николаевич Коровельский начал заниматься в 1934 году. В яхт-клуб «Моряк» на Крестовском острове 16-летнего парня привел отец, работавший в Институте лесосплава на противоположном берегу Малой Невки. Юноше повезло, он сразу попал в экипаж большой двухмачтовой яхты «Большевик», где капитаном был Сергей Ухин, несмотря на молодость уже широко известный и авторитетный в городе яхтсмен, в тот период учившийся в Ленинградском мореходном училище.

Первый капитан воспитал в своем сообразительном и трудолюбивом матросе безграничную любовь к парусному спорту, уважение к его традициям, честолюбивое стремление стать известным яхтсменом, добиться больших побед в парусных гонках.

Через два года Дмитрий Коровельский уже самостоятельно управлял гоночным швертботом, а в 1938 году стал чемпионом Ленинграда и завоевал второе место в гонках с пересадкой экипажей за звание чемпиона ВЦСПС, уступив только своему прославленному одноклубнику Ивану Матвееву.

korovelskij 01-2

С началом Великой отечественной войны Д.Н.Коровельский был призван в Военно-морской флот и направлен в одно из специальных подразделений, сформированных из числа яхтсменов при разведотделе Балтийского флота. Командовал подразделением известный яхтсмен А.В.Курышев. Спортсмены-парусники должны были выполнять задания, связанные с разведкой и высадкой на занятое противником побережье.

В одну из октябрьских ночей 1941 года Дмитрий Николаевич и три его товарища были отправлены с катера в легком «тузике» на оккупированное врагом северное побережье Финского залива для поиска и попытки организовать эвакуацию экипажа бронепоезда, прикрывавшего отход советских войск из Койвисто (Приморск). Это была уже третья группа разведчиков. Две предыдущие пропали без вести. Перегруженный «тузик» захлестнуло осенней волной за сотни метров от берега. С ним на дно ушли часть оружия, рация и запас продуктов. Продрогших от холода бойцов уже утром взяли в плен финские солдаты на хуторе, в двух километрах от маяка Стирсудден. Пленникам сначала объявили, что они будут расстреляны как диверсанты, но в итоге направили в лагерь для военнопленных под Выборгом.

Год спустя, при не удавшейся попытке побега, Коровельский получил пулевую рану в ногу, позднее ампутированную выше колена лагерным хирургом. Самого его, не способного больше работать, выбросили на улицу. Что пришлось пережить инвалиду без ноги за два года скитаний по враждебной стране, без крыши над головой и без средств к существованию, Коровельский рассказывал только самым близким людям.

В нечеловеческих условиях он сумел выжить и осенью 1944 года, после выхода Финляндии из войны, вернулся в Ленинград. Репрессии, обычные тогда по отношению к вернувшимся из вражеского плена, его миновали. Все ограничилось письменным объяснением в районном отделе НКГБ. Только незаживающая боль тяжелой памяти о войне, о страданиях и унижениях плена оставалась с ним до последних дней.

Вся послевоенная жизнь Д.Н.Коровельского была отдана парусному спорту и Центральному яхт-клубу на Петровском острове, на работу в учебную часть которого он был принят в начале 1945 года.

В приемной комиссии Института физической культуры у инвалида войны отказались принимать документы. Не помогло даже ходатайство директора Школы тренеров по парусному спорту Б.С.Яковлева. Так он и остался без специального образования. Но работать в яхт-клубе тренером и выступать в соревнованиях, летом на яхте, зимой на буере никто ему запретить не мог.

В памятное послевоенное лето 1945 года в Ленинграде состоялась первая по счету Балтийская регата. Право представлять родной город в гонках килевых яхт было доверено 

korovelskij 02

рулевому Дмитрию Коровельскому. Основными соперниками ленинградцев были яхтсмены Эстонии – призер Олимпийских игр Николай Векшин и уже известный на международной арене Эрнст Кузманов.

Драматичные по накалу борьбы гонки выиграли ленинградцы. С имени Д.Н.Коровельского и его одноклубника Г.Д.Садовского, занявшего первое место в гонках швертботов, начался отсчет победителей самого популярного в СССР парусного состязания.

Еще в молодые годы у Дмитрия Николаевича проявилось дарование будущего тренера, умеющего увидеть в новичке задатки талантливого яхтсмена, способного достичь высоких целей. Именно он обратил внимание на клубного радиста Константина Александрова, взял его шкотовым на свой швертбот, дав тем самым путевку в парусный мир этому выдающемуся в будущем яхтсмену, заслуженному мастеру спорта и заслуженному тренеру СССР. Видный организатор и многолетний руководитель советского парусного спорта Алексей Федорович Промыслов начинал свою спортивную карьеру познакомившись с Коровельским и став шкотовым в экипаже его буера. Бесспорен вклад Д.Н.Коровельского в подготовку и становление целой плеяды замечательных ленинградских яхтсменов и буеристов, таких как В.Горлов, В.Попель, Б.Мирохин, В.Иванова (Трофимова), Б.Ильин, П.Гореликов, Л.Дмитриев, В.Кошелев, В.Шапочкин, А.Янсюн, Е.Кузнецов, А.Лебедев, А.Коновалов, В.Васильев, А.Балашов, Б.Хабаров, К.Бойков и многих других.

Образцовой выучкой всегда отличался гоночный экипаж любой яхты Д.Н.Коровельского. Подготовку экипажа он всегда считал основой успеха в парусных гонках и подходил к этой работе с особой тщательностью. Именно мастерство шкотовых Константина Бехтерева, Юрия Мосина и Дмитрия Люблинского (на фото 2,3,4 слева) позволило Коровельскому с блеском выиграть чемпионат СССР 1950 года в самом спортивном в те годы классе килевых яхт - «Л-4». Позади остались экипажи именитых соперников: И.Матвеева, К.Александрова, В.Горлова и Э.Стайсона.

Этот чемпионат страны знаменателен в парусной истории тем, что победителями гонок вышли рулевые - инвалиды войны, у каждого из которых было ампутировано по одной ноге. Кроме Д.Н.Коровельского это были ленинградец Б.Г.Лалыко (кл. «М») и москвич И.Д.Чернаенко (кл. «Л-3»).

korovelskij 03В 1952 году Коровельский участвовал в очередной Балтийской регате в качестве капитана трофейной немецкой яхты, названой в ее новой жизни «Нева». Соперником ленинградцев в борьбе за главный приз была грациозная эстонская яхта «Ванемуйне», ведомая знаменитым капитаном Э.Кузмановым. В этих гонках Д.Н.Коровельский и его экипаж вновь были на высоте. Почетный кубок за победу в регате уехал в Ленинград.

Позднее Д.Н.Коровельский успешно выступал в классе яхт «R-5,5» и даже претендовал на место в составе сборной олимпийской команды СССР 1960 года.

Ответственность за руководство спортивной работой в самом большом и лучшем на тот период яхт-клубе страны требовала все большего внимания и времени. К тому же главными конкурентами в борьбе за призовые места на всесоюзной арене в классе «R-5,5» были одноклубники Виктор Горлов и Леонид Дмитриев, а «тянуть» три высококлассных экипажа в одном классе яхт-клубу и профсоюзному обществу было не по силам. Мечты о новых больших победах пришлось оставить. Совсем с гонками Д.Н.Коровельский не расстался. Какое-то время он выходил на старт городских соревнований на своей «пятерке», зимой гонялся на буере «20-метрового» класса. Год 50-летнего юбилея стал последним в карьере гонщика Коровельского.

Более 30 лет Дмитрий Николаевич проработал начальником учебной части и старшим тренером Центрального яхт-клуба ДСО «Труд», многие годы возглавлял тренерский совет городской федерации и это были лучшие годы ленинградского парусного спорта.

Старший тренер Д.Н.Коровельский активно проводил политику развития спортивного флота яхт-клуба. Десятки яхт классов «R-5,5», «Дракон», «Звездный», «Летучий голландец», «М» и «Л-6» были построены по специальному заказу на Ленинградской верфи спортсудостроения ВЦСПС. Центральный яхт-клуб имел крупнейший в СССР флот буеров, включая уникальные и не имеющие аналогов в мире буера «12-метрового» класса с жесткими аэродинамическими крыльями. Многие проекты яхт и буеров сделали сами яхтсмены.

За советом и поддержкой в учебную часть профсоюзного яхт-клуба к Коровельскому приезжали энтузиасты парусного спорта из самых отдаленных уголков огромной страны и все такую поддержку получали.

В тяжелые для яхт-клуба времена, когда старейшая в СССР спортивная организация, с уникальной историей и заслугами, начала разрушаться под натиском некомпетентности и равнодушия руководителей всех уровней, авторитет Д.Н.Коровельского и его умение выстраивать отношения в самых сложных ситуациях, позволили избежать принятия многих непоправимых решений.

Яхтенный капитан, «Почетный мастер спорта», «Заслуженный тренер РСФСР», «Судья всесоюзной категории» Дмитрий Николаевич Коровельский известен широкому кругу любителей парусного спорта как автор большого количества учебной литературы, популярных статей в сборнике «Катера и яхты». Написанные им самостоятельно и в содружестве с другими специалистами книги «Парусный спорт», «Школа яхтенного рулевого», «Тактика парусных гонок», «Буерный спорт» и еще 6 наименований, остаются полезными и востребованными до сегодняшнего дня.

В конце своей долгой жизни, Дмитрий Николаевич благодарил судьбу за прожитые в парусном спорте годы, за возможность посвятить себя любимому делу и состояться в нем.

Яхтсмены разных поколений должны знать о Д.Н.Коровельском и помнить его как человека, победившего все превратности судьбы ради беззаветного служения парусному спорту, остававшегося верным делу своей жизни до последних дней.

 

Автор: ЗТ России С.В.Перфильев

 

  • Яхта Фея

    Яхта Фея

    Тип яхты (проект) Л-6, Строитель ЛЭС, Регистрационный номер 733, Год постройки 1970, Осадка 1,8 м., Ширина (BMAX) 2,8 м., Водоизмещение (DISP) 6,5 т., Тип вооружения Бермудский шлюп, Просмотров 9543

  • Яхта Песня

    Яхта Песня

    Тип яхты (проект) Револьвер, Строитель Эстония , Регистрационный номер 2124, Год постройки 1988, Длина (LOA) 6,42 м., Осадка 1,5 м., Ширина (BMAX) 2,5 м., Водоизмещение (DISP) 1,1 т., Тип вооружения Бермудский шлюп, Просмотров 8533

  • Яхта Спрей

    Яхта Спрей

    Тип яхты (проект) Револьвер, Строитель Эстония , Регистрационный номер 2082, Год постройки 1989, Длина (LOA) 6,42 м., Осадка 1,5 м., Ширина (BMAX) 2,5 м., Водоизмещение (DISP) 1,1 т., Тип вооружения Бермудский шлюп, Просмотров 9450

  • Яхта Варяг

    Яхта Варяг

    Тип яхты (проект) Л-6, Строитель ЛЭС, Регистрационный номер 625, Год постройки 1973, Длина (LOA) 12,5 м., Осадка 1,85 м., Ширина (BMAX) 3,05 м., Водоизмещение (DISP) 6,5 т., Тип вооружения Бермудский шлюп, Просмотров 9454